Казачество на Елецкой земле

Казачество – особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю. Сведения о елецких казаках я нашла в книге «Елец веками строился» (авторы В. Горлов и А. Новосельцев).
Драматическая судьба Ельца на протяжении нескольких веков определялась его местоположением. Юго-восточная граница русских земель проходила по Быстрой Сосне. За Сосной начиналось «Дикое поле», где хозяйничали кочевники. Елец был построен на торных дорогах набегов печенегов, половцев, татаро-монголов.

Более 1000 лет сражались наши предки на бескрайнем Муравском шляху, 300 лет отвоевывали «Дикое поле». Постоянные набеги вынудили выработать систему обороны. Она слагалась из сторожевой казачьей службы, поселений служилого люда, укрепленных городов, выдвинутых в степь. С незапамятных времен засеки или заграждения из стволов деревьев, поваленных на лесных опушках, дорогах были на Руси. В засечную черту входили и естественные препятствия – реки, болота, овраги. Они чередовались с полевыми укреплениями, земляными валами и рвами, частоколом, острожной стеной.
Большую роль в укреплении южных границ играли засеки в «украинных» городах, в число которых входил Елец. В истории города заметный след оставило казачество. Первое появление слова «казак» к 1444 году. Речь шла о так называемых городовых казаках, которые были обязаны нести гарнизонную и пограничную службы на укрепленных линиях по южным и восточным границам Руси. Когда образовалось первое поселение казаков у стен Ельца, неизвестно. Казаки, в зависимости от места службы, подразделялись на городовых, полевых, станичных и сторожевых. Татарские шляхи и сакмы (конские следы, по которым определяли численность врага), были под наблюдением казаков, которые несли сторожевые разъезды, предупреждая о набегах ордынцев. Они ездили «о дву конь» небольшими отрядами, захватывали «языков», а полученные сведения передавали в Москву, отбивали у татар русских пленных.
Окраинные города снабжались оружием и войсками. На службу набирались вольные люди разных сословий, освобождавшиеся от податей, получавшие жалование и земельные наделы. «Сторожа» от городов назначались на расстоянии до 4 – 5 дней пути. Друг от друга они стояли на день пути.
Многочисленные набеги кочевников в середине XVI века привели елецкую округу к полному разорению. Московское правительство принимает меры к укреплению южных границ и заселению обезлюдившего края. В 1543 году в Елец прибывают переселенцы из Ливен, Данкова, Мценска, Орла и других мест. Мобилизацией на военную службу занимались казацкие и стрелецкие головы, сотники. В 1571году упоминаются сторожевые разъезды на Сосне в устьях Ливен, Чернавы, Воргла, у Талицкого брода, на Дону под Галичьей горой. 16 февраля 1571 года было утверждено общее положение сторожевой службы, разработанное боярином, князем М.И. Воротынским.
Служба начиналась с 1 апреля и заканчивалась 1 декабря. Станицы менялись через 15 дней.
В 1589 году впервые появляются сообщения о казаках, переселившихся с левобережья Днепра. Их называли черкасами. Многие из них получили земельные наделы. Возможно, именно они перед Талицким бродом основали военное поселение – Черкассы. Для заселения крепости Елец в 1592 году проводился набор на службу. Город отстраивали в очередной раз, застраивали слободы. Каждый род средневекового войска имел в Ельце свою слободу. Казаки жили в Александровской слободе. Их насчитывалось 600 человек. В казаки и стрельцы записывались – «от отцов – сыновья, от братьев – братья, от дядь – племянники, от тестя – зятья». Казаки относились к «служилым» людям. Они получали жалование деньгами, хлебом, землями. Пищаль, сабля, железное копье, самопал, рогатина, топор, бердыш составляли вооружение елецких казаков. Военная служба в Ельце была связана с двойными тяготами. Несение сторожевой службы было связано с частыми потерями. Кроме всего, приходилось трудиться на строительстве крепости, хотя казаки не были обучены этой работе. К тому же прибавилась материальная нужда, т.к. жалование простым казакам выдавалось не полностью. Гарнизон Ельца был достаточно велик – 1000 человек, из них 600 – казаки. В 1954 году вышел указ царя Федора Ивановича о жаловании на убытки «… елецким станичным головам, и станичникам, и вожжам за службу, и за урон, и за полон давати свое госудорство жалованье за конь по 4 рубли, а за мерин по 3 рубли, а которого станичника или вожжа на поле в станице убьют, и за его службу, и за изрон давати государево жалованье женам и детям по 4 рубли». Елец держал пограничную оборону от татарских набегов на участке около 70 км в длину и до 40 км в глубину. В 1616 году «городовое» войско в Ельце составило 1969 человек. Значение Ельца как пограничной крепости в первой половине XVII в. не ослабевает. Елецкие казаки участвовали в походе против литовских интервентов, в борьбе против польских захватчиков. В казачьей среде очень высоко ценилось понятие воинской чести. Уклонение от службы, дезертирство, трусость считались позором для казака и встречались крайне редко.
Село Казаки основано елецкими казаками в конце XVI века, что и отразилось в названии. Впервые село упоминается в документах 1628 года, записано в числе владений Елецко-Троицкого монастыря, от которого оно перешло во владения Александровской слободы. В селе Казаки была выстроена церковь в честь покровителя казаков Святого Георгия-Победаносца.
В 1639 г. число служилых людей начало сокращаться. Они отправлялись в новые города и крепости на «государеву службу и для городового дела». После строительства Белгородской черты (1635-1653гг.) наш город перестал быть пограничной крепостью. Под ее защитой город-воин, несколько веков первым грудью встречавший набеги кочевых орд, стал превращаться в город торговцев и ремесленников.
В нашем поселении муниципальные органы и граждане совместными усилиями решают самые важные вопросы на всех этапах от инициирования до исполнения. А все самые лучшие дела начинаются с патриотизма, чувства любви к своей Родине и желания сделать ее лучше.
С чего начинается понимание гражданственности – с небольших дел, с осознания себя как части гражданского общества и важности каждого поступка, сказанного слова. Это может быть благоустройство своего приусадебного участка, защита окружающей среды от загрязнения, помощи тем, кто в этом действительно нуждается. Гражданская позиция проявляется и в стремлении обсуждать и решать общие проблемы. Надо сказать, что живущие в селе Казаки люди – отзывчивые, они ни кода не бегали от чужой беды.
Отдельных слов благодарности заслуживает настоятель Святого - Георгиевского храма, иерей Дионисий Тепляшин, который помогает нести добро и свет в сердца жителей села Казаки. Всем миром, кто чем мог, восстановили местный храм, благоустроили местность у «крещенской купели», отремонтировали дороги. Кто не мог деньгами помочь – помогал своим трудом, техникой при очистке территории поселения от мусора, ремонте колодцев. Общие дела сплотили жителей. Появился лидер – Анатолий Рязанов.

kazaki1

Идею вступления в казачество принес к нам в село тогдашний атаман Всевеликого Войска Донского Геннадий Витальевич Поляков. Он общался с представителями власти, депутатами, активистами, как говорится, нес идею в массы.
В 2013 году в селе Казаки создана община казаков «Станица Казачья», объединившая 53 жителя. На своем сходе они избрали своего атамана – Анатолия Рязанова. Новая организационная структура позволяет нам оперативно реагировать на возникающие проблемы.

kazaki2
Казачью общину объединяет Православная вера, общие обычаи и традиции, здоровый образ жизни, общее культурное наследие, общая территория проживания, совместный труд и казачья служба.
Администрация сельского поселения тесно взаимодействует с казаками в сфере развития культуры: в местном ДК функционируют фольклорные коллективы включающие в свои выступления казачью тематику, при содействии школ, библиотек изучаются и внедряются в жизнь обычаи и обряды донских казаков.
В 2014 году казаки – мужчины впервые одели форму и, конечно же, их детям захотелось такую же. Это очень важно - воспитывать молодежь собственным примером, не только ношением формы – атрибутикой, но и добрыми делами, взаимовыручкой.
По программе патриотического воспитания молодежи и детей при православном храме работает воскресная школа. Священник Дионисий Тепляшин является духовным наставником казачьей общины.
Перед администрацией, школой стоит задача физического воспитания детей, привитие им здорового образа жизни, умения и желания общаться. И в этом тоже нам помогает пример казаков: все они входят в состав команды поселения, постоянно занимающей призовые места на соревнованиях различного уровня.
В настоящее время членами казачьей общины активно ведется реконструкция здания бывшего КБО, предоставленного администрацией поселения, под спортивный зал для молодежи, для организации секции рукопашного боя.
В сентябре 2013 года на выборах главы администрации района мы приобрели первый положительный опыт совместной охраны общественного порядка сотрудниками полиции и патрулями казаков.
Таким образом, казачья община участвует во всех наиболее значимых мероприятиях поселения, помогая главе, депутатам, решать стоящие перед ними задачи.
В селе Казаки сплотить людей помогла идея казачества и дальнейшая работа в этом направлении будет способствовать консолидации общества и власти, воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности и укреплению местного самоуправления поселения.